С марта нынешнего года в России начал действовать антимонопольный комплаенс – система, которая помогает компании контролировать соблюдение антимонопольного закона и предупреждает противоречащие ему действия сотрудников компании. Она используется в коммерческих и некоммерческих организациях, а также органах власти. Перспективы внедрения системы комплаенса, ее влияние на экономику компаний, на развитие цивилизованной конкуренции обсудили в режиме смешанной онлайн-оффлайн встречи участники Липецкого РСПП с руководителем управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области Ириной Поткиной. Заседание вела заместитель председателя правления-исполнительный директор регионального объединения работодателей «Союз промышленников и предпринимателей Липецкой области» Ольга Митрохина.- Обеспечить здоровую конкурентную среду как для крупных предприятий, так и компаний среднего и малого бизнеса – одна из задач современной экономики. Между тем, сегодня около 90% привлекаемых к ответственности юридических лиц, как правило, не понимают, какое именно нарушение законодательства о защите конкуренции они допустили. В такой ситуации комплаенс может оказать существенную поддержку, - отметила, открывая встречу, Ольга Митрохина. Комплаенс – это инстумент, который предупреждает возможные нарушения, он снижает их вероятность и масштаб, а значит, экономит средства компании, например на юристов и оплату штрафов. Антимонопольный комплаенс может именоваться в компаниях по-разному, но система работы с рисками нарушения антимонопольного законодательства уже стала наступившей реальностью.- Нарушения могут быть разными: одни чреваты для компании административными штрафами, другие – гражданско-правовой ответственностью, - отметила руководитель УФАС по Липецкой области Ирина Поткина. – здесь могут быть как необоснованные повышения цен, так и снижение стоимости товаров для обеспечения конкурентного преимущества. Встречается сговор с контрагентами и даже с конкурентами ради выполнения тех или иных заказов, участия в торгах – такие нарушения характерны для компаний малого и среднего бизнеса. Штрафы могут составлять от 100 тысяч до 1300 тысяч рублей, в некоторых ситуациях компания может лишиться до четверти выручки от сделки. Компании – естественные монополисты нередко оказываются вовлечены в споры по поводу сроков присоединения к сетям, расчетов потребления ресурсов и их безучетного потребления. Рассматривались дела, когда одна и та же компания регистрируется на двух площадках по организации торгов и заключает одинаковые сделки на одну и ту же сумму, что нарушало возможность конкуренции закупок. Антимонопольный комплаенс - своеобразный маленький антимонопольный орган со своими правилами и законами, направленными на контроль деятельности компании. Безусловно, он не исключит нарушения полностью и навсегда, но поможет вовремя их обнаружить и предотвратить пагубные последствия, а в случае выявления их антимонопольным органом – смягчить ответственность. Антимонопольная служба также приветствует появление этой системы. - Сейчас много внимания уделяется предупреждению возможных нарушений, а не наказаниям. Бывают ситуации, когда нарушения допускают рядовые сотрудники, которым поручили исполнить задание, а ответственность в итоге несет компания. Конечно, проще провести обучение сотрудников заранее, смоделировав возможные для компании нарушения. Со своей стороны мы поможем составить карту рисков со слабыми местами предприятия с точки зрения антимонопольного законодательства, - пояснила руководитель Липецкого УФАС. Закон о конкуренции лучше не нарушать. Сегодня появляется все больше механизмов, которые помогут предпринимателям работать, обезопасив себя от ошибок, внеплановых проверок и как следствие – дополнительных потерь в виде штрафов. Антимонопольная служба готова помочь в этом бизнесу. «Надеюсь, эта встреча окажется не последней, у бизнеса еще будет возможность задать вопросы экспертам антимонопольной службы», - отметила, завершая встречу, Ольга Митрохина.