Промышленное производство в России в августе продемонстрировало достаточно уверенный рост в 2,9% год к году, вполне соответствующий динамике с начала года — 2,6%. Но на состояние экономики, в том числе в промышленном секторе, в ближайшие месяцы все больше будут влиять риски мировой экономики. Как показывает опубликованный в понедельник доклад о денежно-кредитной политике ЦБ, экономика РФ на удивление сильно, даже в умеренно зависящих от экспорта секторах, ориентирована на глобальные настроения и тренды.
Сводка Росстата о динамике промышленного производства продолжила тренды, которые “Ъ” описывал на протяжении последнего полугода,— устойчивый рост добычи при сосредоточении его в сервисном секторе и сохранение заметных колебаний в обработке. Общий показатель увеличился на 2,9% в годовом выражении (2,8% в июле), к предыдущему месяцу рост составил 2,5%. В отраслевом аспекте (см. справку) структура промышленного роста выглядит неизменной уже несколько месяцев. Быстрее, чем промышленность в среднем (3,8% год к году в январе—августе 2019 года к тому же периоду 2018 года), растет сектор ТЭК — в основном в денежном выражении, а также за счет достаточно быстрого (65% год к году) увеличения производства СПГ, фактически нового сырьевого экспортного товара РФ. Обработка растет ниже среднего — 2,1% за восемь месяцев год к году, газо- и энергоснабжение, которое работает скорее на всю экономику (а не только на промышленность), остается в относительной депрессии (рост на 0,4% год к году за январь—август); недавно выделенное Росстатом в отдельный показатель водоснабжение и утилизация отходов — рост на 1,8%.
В отраслевом измерении картина, демонстрируемая по итогам августа, вполне совпадает с подробным анализом отраслевых промышленных трендов в опубликованном в понедельник «Докладе о денежно-кредитной политике» Банка России(.pdf). ЦБ дает достаточно необычную картину происходящего. С одной стороны, в мае—июле 2019 года достаточно сильно сокращался выпуск промежуточных товаров, в основном из-за сокращения выпуска в нефтепереработке и нефтехимии (главным образом из-за разовой проблемы — остановки крупного Антипинского НПЗ в связи с банкротством), а также в металлургии, где внутренний спрос оставался низким. Заметный рост в производстве инвесттоваров, как подозревают в ЦБ, также был обеспечен разовыми факторами — возможно, крупным внешним заказом в машиностроении. Наконец, летний выпуск потребительских товаров немного сократился, в основном за счет легпрома, а общий выпуск в этом секторе был сильно волатильным.
Подробнее Коммерсант