Комиссия РСПП по банкам и банковской деятельности на своем заседании 13 декабря 2018 года рассмотрела вопрос о регулировании деятельности платежных посредников и внесенные в Госдуму ФС РФ законопроекты № 603192-7 и № 603170-7 «О внесение изменений в Федеральный закон «О национальной платежной системе».
После обобщения всех предложений и замечаний по итогам заседания в Госдуму и Банк России были направлены письма, в которых отмечается, что, безусловно поддерживая необходимость легитимизации деятельности всех субъектов национальной платежной системы, Комиссия РСПП считает, что предложенная модель регулирования деятельности платежных агрегаторов не вполне отвечает задачам повышения конкурентоспособности платежной отрасли.
Законодательство Российской Федерации уже более 9 лет предусматривает возможность привлечения платежных посредников при принятии клиентов на обслуживание (банковских платежных агентов, платежных агентов). Вместе с тем, в их деятельности продолжают присутствовать риски, которые снижают доверие общества и государства к этому институту.
Еще одним видом платежных посредников являются платежные агрегаторы, которые, не будучи кредитными организациями, устанавливают в сфере платежных услуг множественные договоренности с отдельными торговыми предприятиями, поставщиками услуг и сервис-провайдерами для организации оплаты их услуг потребителями. При этом получателям денежных средств для реализации широкого спектра способов приема безналичных платежей достаточно взаимодействовать с одним платежным агрегатором вместо заключения отдельных договоров с участниками различных платежных систем или с операторами электронных денежных средств.
Регулирование в настоящее время проходит важную стратегическую развилку – сохранение концентрации рисков на кредитных организациях, либо их распределение с соответствующим расширением функционала и ответственности других участников финансового рынка, внедрением механизмов саморегулирования их деятельности, в целях повышения уровня конкуренции, стимулирующей как повышение доступности, так и снижение стоимости финансовых услуг.
С учетом многообразия существующих на рынке практик, для сохранения конкурентного поля деятельности платежных посредников (в частности платежных агрегаторов) представляется целесообразным включение их в правовое поле с применением методов стандартизации на основе принципов саморегулирования деятельности вместо предлагаемого в указанных законопроектах включения платежных агрегаторов в сферу регулирования банковских платежных агентов.
Внедрение механизма контроля через СРО наиболее актуально в настоящее время как для платежных агрегаторов, так и для платежных агентов.
Перераспределение ответственности между крупными провайдерами и их агентами за счет близости последних к конечным потребителям платежных услуг позволит более гибко оценивать и управлять соответствующими рисками, следовательно, снизит издержки, повысит доступность платежных услуг и сервисов.
В Госдуму и Банк России направлены также предложения участников финансового рынка по законопроектам № 603192-7 и № 603170-7 «О внесение изменений в Федеральный закон «О национальной платежной системе».
Документы:
А.Г.Аксакову(827 KB)
Предложения по законопроектам(28 KB)
© Секретариат РСПП