Тарифы отключают от повышения

Промышленность и крупный бизнес получили шанс избежать повышения тарифов на передачу электроэнергии. К спорам вокруг тарифной реформы, которая грозит промышленности дополнительными расходами, оцениваемыми в 369 млрд руб., подключился первый вице-премьер Антон Силуанов. Как следует из разработанной по его поручению оценки Минэкономики, дифференциация тарифа Федеральной сетевой компании (ФСК) и оплата резерва мощности, на которых настаивают Минэнерго и «Россети», негативно скажутся на экономике страны — при самом пессимистичном сценарии совокупные потери могут достичь 686млрд руб.

Минэкономики отправило в правительство негативную оценку социально-экономических последствий от введения дифференциации единого тарифа Федеральной сетевой компании (подконтрольна «Россетям», управляет магистральными электросетями) и оплаты резерва электросетевой мощности. Эти меры являются частью реформы электросетевых тарифов, которую поддерживают Минэнерго, «Россети» и профильный вице-премьер Дмитрий Козак, но критикуют другие регуляторы и участники рынка. Они пожаловались первому вице-премьеру Антону Силуанову, который и поручил Минэкономики провести оценку. Министерство заключило, что введение платы за резерв мощности приведет к замедлению экономики и многомиллиардным потерям потребителей.

Суть спорной повестки — к 2024 году потребители должны перейти на полную оплату зарезервированной за ними, но простаивающей трансформаторной мощности либо отказаться от нее. Также «Россети» хотят повысить тариф для крупной промышленности, напрямую подключенной к магистральным сетям,— в два раза за семь лет. Письма Дмитрию Медведеву с просьбой отказаться от этих идей писали металлурги и нефтяники, но премьер на встрече с главой «Россетей» Павлом Ливинским 28 июня согласился ускорить принятие изменений.

Объем простаивающих сетевых мощностей в 2019 году Минэнерго оценивает в 101ГВт (65%).

Даже если бизнес будет быстро отказываться от этих излишков, плата для потребителей, по оценке Минэкономики, вырастет на 221млрдруб. до 2024 года.

Если же переход будет медленнее (год для 80% потребителей и два года — для остальных), плата увеличится на 394млрдруб. Для описания эффекта от дифференциации единого тарифа ФСК Минэкономики пользуется оценкой Минэнерго — совокупная нагрузка на бизнес вырастет на 45млрдруб. за 2020–2024 годы. В целом обе меры, по оценке Минэкономики, увеличат тарифную нагрузку на бизнес в базовом сценарии на 369млрдруб., или 79млрдруб. в год. Совокупный объем платежей энергорынка в 2019 году достигает 2,59трлнруб.

В базовом прогнозе эти меры замедлят рост ВВП на 0,083% к 2024 году, в наихудшем — на 0,095%. Объем производства в энергоемких отраслях снизится на 0,137–0,145% (в негативном сценарии — на 0,157–0,166%). Совокупные потери экономики в 2020–2024 годах составят 577млрдруб. (в ценах 2019 года) в базовом и 686млрдруб. в негативном варианте. Инвестиции промышленности могут сократиться на 0,16% и 0,18% соответственно к 2024 году.

Коммерсант

Назад к списку новостей